
Даже когда Европейский центральный банк (ЕЦБ) прекращает меры по финансовому стимулированию, создается впечатление, что развитие экономики все еще следует стимулировать. В декабре банк заявил, что сворачивает схему покупки облигаций на сумму 2,6 триллионов евро. Но в тот же день он скорректировал свои прогнозы экономического роста и предупредил, что «баланс рисков движется в сторону снижения». Теперь эти прогнозы оправдываются. В последние недели некоторые показатели экономической активности в еврозоне разочаровали. Явление еврооптимизма, подававшее надежды в 2017-м году, теперь не кажется таким радужным.
Сначала замедление считалось временным. В начале 2018 года медленный экономический рост в Германии, крупнейшем оплоте экономики европейского блока, объясняли локальными, единичными факторами, начиная от вспышки гриппа и заканчивая трудовыми спорами и сроками проведения национальных праздников. Слабые экономические показатели третьего квартала объяснили временными проблемами в автомобильной промышленности, которая должна была соответствовать новым стандартам выбросов выхлопных газов для дизельных двигателей. В четвертом квартале протесты «желтых жилетов» во Франции нанесли очередной удар по росту экономики Европы. Ожидается, что демонстрации снизят объем производства во второй по величине экономике еврозоны на 0,1%.
Но последние данные свидетельствуют о том, что экономический спад носит масштабный характер.
«Происходит нечто большее, чем единичные случаи, которые постоянно наносят удар экономике еврозоны», – говорит Берт Колейн, экономист банка ING Groep.
«Это больше не зависит от страны или сектора. Прогрессирующая слабость экономики – общая проблема для еврозоны», – подчеркивает также Феликс Хьюфнер из швейцарского банка UBS.
4 января центр модерации данных IHS Markit заявил, что в декабре индекс покупательской способности и индекс ожиданий менеджеров по закупкам в еврозоне (PMI) – старательно наблюдаемый показатель экономической активности – упал до минимума, зафиксированного за последние 4 года. Индексы PMI снизились в четырех крупнейших экономических секторах еврозоны: Германии, Франции, Италии и Испании. Данные, опубликованные 14 января, показали, что промышленное производство в еврозоне упало на 3,3% (в годовом исчислении в ноябре). Это самый большой годовой спад за последние шесть лет.
Ранние признаки ослабления экономики указывают на то, что ВВП еврозоны тоже не оправдает ожидания. 15-го января Статистическое управление Германии обнародовало данные, свидетельствующие о том, что в прошлом году экономика с большим трудом избежала спада: после сокращения оборотов на 0,2% в третьем квартале, в четвертом – показатели увеличились лишь на незначительный процент. Похоже, что спад экономики Италии начался еще во второй половине 2018 года.
В то время как многие эксперты указывают на слабый внешний спрос в качестве основной причины недавних проблем экономического роста, внутренний спрос также не оправдал ожиданий. Эндрю Кеннингем из Capital Economics отмечает, что рост потребления значительно замедлился в 2018 году, даже несмотря на то, что уровень безработицы немного снизился. Такие данные являются тревожным звоночком, что «потребители пали духом». Уровень их доверия, и правда, значительно упал в прошлом году.
Существуют также скрытые риски. Самыми серьезными угрозами для роста экономики в 2019 году г-н Колейн называет замедление экономического развития в Китае, Brexit, вносящий хаос в экономику Европы, а также ожидаемая эскалация торговой войны с Америкой. Торговля замедляется. Всемирный банк недавно снизил ожидаемые прогнозы касательно экономического роста и объемов мировой торговли в 2019–2020 годах примерно на 0,5%.
Серьезный спад в валютной сфере в этом году пока кажется маловероятным. Ожидается, что в 2019 году экономика еврозоны вырастет на 1,5%. Но если прогноз не оправдается, ЕЦБ должен будет предложить инструменты для стимулирования роста. ЕЦБ изменил свои предварительные прогнозы: на данный момент банк ожидает сохранение процентных ставок на текущих уровнях «по крайней мере, в течение лета».
Другим вариантом может стать расширение спектра предлагаемых банками операций, связанных с новыми программами кредитования на более выгодных условиях для клиентов. Что касается программы покупки облигаций, то в декабре президент ЕЦБ Марио Драги признал, что в определенный момент это был «единственный экономический стабилизатор» в некоторых частях еврозоны. Разочаровывающие данные свидетельствуют о том, что центральный банк не долго сможет сдерживать это замедление экономического роста.
The Economist