Время чтения ~3 мин.

Топ-100 банков Центральной и Восточной Европы в ЕС

топ-100 банков

В начале апреля авторитетное издание The Banker опубликовало рейтинг крупнейших банков в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) в ЕС, а редакция Олфин решила перевести его. Большинство из финучерждений, о которых тут идет речь, для Украины мало известна. 

В рейтинге The Banker на 2019 год продолжают лидировать польские кредиторы — на долю Польши приходится 34,9% всех активов.  Хотя в целом это был хороший год для банков региона.

Например, PKO Bank Polski — ведущий банк с капиталом первого уровня в регионе ($9,3 млрд за 2017 год), почти вдвое больше, чем у его ближайшего конкурента и соотечественника Bank Pekao. Pekao теперь находится под контролем государства, после продажи доли UniCredit государственной страховой компании и Польскому фонду развития.

Государственный банк развития, или Банк «Господарства крайевого» (Gospodarstwa Krajowego), занимает третье место в общем рейтинге.

В целом, Чешская Республика стала вторым по величине рынком в Центральной и Восточной Европе по активам в 2017 году. На ее долю приходилось 21,3% в целом и около 22% от общей чистой прибыли до вычета налогов. Чешские финучреждения пережили удачный год: активы выросли на 40,8%, а чистая прибыль до вычета налогов выросла на 30,6%.

Слияние банков

AliorBank

Предполагалось что на польском финансовом рынке произойдет волна консолидации. Причина — более высокие требования к капиталу, рост издержек и снижение ожиданий прибыли, а также активная государственная политика. Тем не менее, слияние Pekao и Alior Bank (девятый по величине банк Польши) приостановилось, а запланированная сделка по «супер слиянию» Pekao и PKO, цель которого — создание регионального гиганта, также пока не обсуждается. Пока правительство намерено поддерживать более сильные местные банки, которые могут начать приобретать активы за рубежом, многие польские банки сегодня сосредоточены на крупном внутреннем рынке.

Ситуация в других странах региона такова: крупнейший банк Венгрии — OTP — вслед за поглощением Воеводского банка Сербии заключил в 2018 году сделки по приобретению многих региональных филиалов французского банка Société Générale. Теперь он планирует приобрести третьего по величине кредитора Словении — Абанк, — предложив за него в марте 2019 года цену в 300 млн евро. Однако в попытке приобрести румынского коллегу Banca Romaneasca венгерский OTP столкнулся с регулирующими трудностями.

В целом OTP банк занимает шестое место по региону с капиталом первого уровня в размере чуть более 4,1 млрд евро в 2017 году, а его рентабельность капитала в размере 30,4% была лучшей в Центральной и Восточной Европе.

Крупнейший польский банк Ceska sporitelna принадлежит австрийской Erste Group, которая владеет целым рядом дочерних компаний в регионе, в том числе вторым по величине банком Румынии, Banca Comerciala Romania (BCR). Третьим румынским банком по величине является Banca Transilvania (приобрел местные дочерние компании Вольксбанка (Volksbank) и Евробанка (Eurobank).

Иностранный интерес

Luminor

В регионе продолжают доминировать иностранные дочерние компании, на которые приходится 66 из 100 крупнейших банков и 67,6% чистой прибыли до вычета налогов.

Однако рост прибыли банков, входящих в топ-100 рейтинга The Banker, в 2018 году замедлился с 38% до 23%. Впрочем, это неплохие показатели, учитывая ухудшение положения в международной экономике, где рост активов составил чуть менее 28%.

Одним из таких банков региона стал Румынский СЕС банк. В котором чистая прибыль до вычета налогов выросла более чем на 1400%. Четыре из пяти крупнейших банков по росту прибыли были румынскими.

В латвийском филиале Luminor Bank наблюдается самый сильный рост активов (140%). В 2018 году американский фонд Blackstone приобрел 60% акций Luminor за 1 млрд евро у предыдущих владельцев Nordea и DNB, которые ранее объединили свои операции в регионе для создания банка. Эта сделка является крупнейшим приобретением контрольного пакета акций универсального банка частным акционерным капиталом в мире за последнее десятилетие и является положительным знаком для банковского рынка Балтии, который был потрясен скандалами по отмыванию денег.

Andrew MacDowall

для The Banker. Перевод Богданы Носенок для Олфин
  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(0 голосов, в среднем: 0 из 5)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх